Нестационарные торговые объекты
Решение Евпаторийского городского суда от 12.01.2023 по делу № 2а-84/2023 о признании недействующими со дня принятия п.п. 3, 4 с приложениями 1, 2 Постановления администрации города Евпатории Республики Крым от 12 февраля 2021 года №143-п
Решение Евпаторийского городского суда от 12.01.2023 по делу № 2а-84/2023 о признании недействующими со дня принятия п.п. 3, 4 с приложениями 1, 2 Постановления администрации города Евпатории Республики Крым от 12 февраля 2021 года №143-п (с изм. от 21 июня 2022 года №-п) «Об утверждении порядка проведения конкурса на право заключения договора на размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым и порядка определения размера платы в договорах на размещение нестационарных торговых объектов на землях и земельных участках, находящихся в муниципальной собственности»
Дополнение по решению суда версия 2УИД: 91RS0№-42
Дело № 2а-84/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 января 2023 года Евпаторийский городской суд Республики Крым
в составе: председательствующего - судьи Володарец Н.М.
при секретаре - Баземба Д.Ю.
с участием представителя административного истца Кувшиной А.В., административного ответчика Кобяковой Л.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску заместителя прокурора города Евпатории, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации города Евпатории Республики Крым, заинтересованные лица Департамент муниципального контроля, потребительского рынка и развития предпринимательства администрации города Евпатории, Евпаторийский городской совет, о признании постановления недействующим,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора города Евпатории, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Администрации города Евпатории Республики Крым о признании постановления недействующим, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой города Евпатории мониторингом нормативных правовых актов в сфере торговой деятельности при размещении нестационарных торговых объектов установлено, что постановлением администрации города Евпатории Республики Крым от 12 февраля 2021 года №143-п (с изм. от 21 июня 2022 №1328-п) утвержден Порядок проведения конкурса на право заключения договора на размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, в приложении №1 к которому также утвержден Порядок определения размера платы в договорах на размещение нестационарных торговых объектов на землях и земельных участках, находящихся в муниципальной собственности. Указанный нормативный правовой акт опубликован 12 февраля 2021 года на официальном сайте Правительства Республики Крым - <данные изъяты>, в разделе: муниципальные образования, подраздел - Евпатория, и на официальном сайте муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым <данные изъяты>. В соответствии с Порядком минимальная цена на право размещения нестационарного торгового объекта определяется по формуле МС = С х Sобъекта х Кспец х Кмест х Кинф/12 мес., где: МС - минимальная цена лота (руб. за месяц); С - среднее значение удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Республики Крым для 5-ой группы видов разрешенного использования (код виды разрешенного использования 4.0 «Предпринимательство» в соответствии с приложением №6 к распоряжению Совета министров Республики Крым от 29 ноября 2016 года №-р (таблица №1); Sобъекта - площадь НТО; Кспец - коэффициент специализации (ассортимент товаров или вид услуги) (таблица №2); Кмест - коэффициент местоположения НТО (таблица №3); Кинф - коэффициент инфляции, применяемый ежегодно в соответствии с индексом инфляции, предусмотренным законом о бюджете Российской Федерации на очередной финансовый год. Согласно таблице №2 коэффициент специализации Кспец, характеризующего виды деятельности по ассортименту товаров и виду услуг, варьируется от 0,13 до 0,3. В зависимости от месторасположения НТО предлагается четыре зоны для размещения НТО с применением корректирующего коэффициента 1,4; 1,1; 1,0 и 1,0. Из анализа действующего законодательства РФ следует, что вопросы порядка и условий размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в части, не урегулированной федеральными законами, регулируются законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. На федеральном уровне не урегулирован вопрос об определении размера платы по договору на размещение нестационарного торгового объекта, вместе с тем с учетом схожести правоотношений об определении размера платы по договору на размещение нестационарного торгового объекта и правоотношений по поводу определения платы за пользование земельными участками, к спорным правоотношениям применимы основополагающие принципы определения платы за пользование земельными участками, к числу которых относится арендная плата и земельный налог. Советом министров Республики Крым 23 августа 2016 года принято Постановление № «Об утверждении Порядка размещения и функционирования нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований в Республике Крым», которым рекомендовано органам местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым до 1 октября 2016 года: привести муниципальные нормативные правовые акты в соответствие с Порядком, утвержденным пунктом 1 настоящего постановления; утвердить муниципальными нормативными правовыми актами: технические требования к размещению нестационарных торговых объектов, социально значимые товарные специализации; размер начальных ставок на торгах на право размещения нестационарных торговых объектов; типовые проекты нестационарных торговых объектов, уведомлений собственников (пользователей) земельных участков о включении их объектов в Схему размещения нестационарных торговых объектов, договоров на размещение нестационарных торговых объектов на территории соответствующих муниципальных образований; зоны осуществления развозной торговли и зоны, запрещенные для осуществления разносной торговли на территории муниципального образования. В соответствии с Разделом VIII указанного Порядка размер платы в договоре на размещение НТО определяется по результатам конкурса, начальная ставка которой определяется органами местного самоуправления по территориальному принципу с дифференциацией по типу торгового объекта и специализации в виде фиксированной суммы. Согласно ст. 1 Федерального закона №131-ФЗ представительный орган местного самоуправления - выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Согласно ч. 3 ст. 43 указанного Федерального закона представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования. Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации (ч. 6 ст. 43). Решением Евпаторийского городского совета Республики Крым от 07 ноября 2014 года № принят Устав муниципального образования городской округ Евпатория, согласно ст. 49 Устава определено, что администрация города Евпатории (администрация города) является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, а также по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Республики Крым. Таким образом, при разграничении полномочий между Евпаторийским городским советом и администрацией города Евпатория следует руководствоваться принципом разделения функций исполнительных и представительных органов; к полномочиям представительного органа относить нормативное регулирование, утверждение нормативных актов, подготовленных администрацией, контроль и оценка исполнения полномочий администрацией и ее должностными лицами, а к полномочиям администрации следует относить исполнительно-распорядительные функции, что и закреплено в ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 40 Устава к исключительной компетенции Евпаторийского городского совета относятся, в том числе, установление, изменение и отмена местных налогов и сборов, предоставление льгот по их уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В соответствии со ст. 51 Устава к полномочиям администрации города Евпатория, кроме прочего, отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, в порядке, установленном городским советом; создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания. Муниципальные правовые акты, наделяющие администрацию города Евпатории правом на установление размера платы за пользование земельными участками муниципальной собственности, в том числе для размещения на них нестационарных торговых объектов, отсутствуют. Таким образом, у администрации города Евпатории отсутствуют полномочия по определению размера платы в договорах на размещение нестационарных торговых объектов на землях и земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, который по существу правоотношений является платой за пользование земельными участками, а принятие такого Порядка не входит в компетенцию администрации. Принятие нормативного акта за пределами компетенции является коррупционным фактором. Кроме того, оспариваемый порядок не соответствует критерию экономической обоснованности. При принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных земельных участков должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности. При принятии указанного порядка администрацией города коэффициенты установлены произвольно, без учета объективных условий хозяйственной деятельности. Прокуратурой города Евпатории 12 мая 2022 года в адрес врио главы администрации города Евпатории внесено представление об устранении выявленных нарушений, по результатам рассмотрения которого требования прокурора удовлетворены (ответ от 10 июня 2022 года №), однако по состоянию на 09 августа 2022 года администрацией города Евпатории меры, направленные на выполнение требований прокурора по отмене оспариваемого нормативного правового акта, не приняты. При таких обстоятельствах просит суд признать постановление администрации города Евпатории Республики Крым от 12 февраля 2021 года №143-п (с изм. от 21 июня 2022 года №-п) «Об утверждении порядка проведения конкурса на право заключения договора на размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым и порядка определения размера платы в договорах на размещение нестационарных торговых объектов на землях и земельных участках, находящихся в муниципальной собственности» незаконным.
В ходе рассмотрения дела административным истцом заявленные исковые требования уточнены и согласно окончательной редакции административного искового заявления просит суд признать недействующими со дня принятия п. п. 3, 4 с приложениями 1, 2 Постановления администрации города Евпатории Республики Крым от 12 февраля 2021 года №143-п (с изм. от 21 июня 2022 года №-п) «Об утверждении порядка проведения конкурса на право заключения договора на размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым и порядка определения размера платы в договорах на размещение нестационарных торговых объектов на землях и земельных участках, находящихся в муниципальной собственности».
В судебном заседании представитель административного истца Кувшинова А.В. уточненный административный иск поддержала, дала пояснения, аналогично изложенному в административном исковом заявлении и уточнениях к нему, просила суд заявленные исковые требования в уточненной редакции удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика Кобякова Л.Б. в судебном заседании доводы, приведенные административным истцом в обоснование исковых требований, не оспаривала, просила суд принять по делу решение в соответствии с действующим законодательством.
Представители заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещена в установленном порядке. При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года №50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом; наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
В судебном заседании установлено, что 12 февраля 2021 года администрацией города Евпатории Республики Крым принято постановление №143-п (с изм. от 21 июня 2022 №-п), п. п. 3, 4 которого утвержден порядок определения размера платы в договорах на размещение нестационарных торговых объектов на землях и земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, и размер начальных ставок на торгах на право размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым.
Указанный нормативный правовой акт опубликован 12 февраля 2021 года на официальном сайте Правительства Республики Крым - http://rk.gov.ru, в разделе: муниципальные образования, подраздел - Евпатория, и на официальном сайте муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым http://my-evp.ru.
В соответствии с утвержденным Порядком минимальная цена на право размещения нестационарного торгового объекта определяется по формуле МС = С х Sобъекта х Кспец х Кмест х Кинф/12 мес., где: МС - минимальная цена лота (руб. за месяц); С - среднее значение удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Республики Крым для 5-ой группы видов разрешенного использования (код виды разрешенного использования 4.0 «Предпринимательство» в соответствии с приложением № к распоряжению Совета министров Республики Крым от 29 ноября 2016 года №-р (таблица №); Sобъекта - площадь НТО; Кспец - коэффициент специализации (ассортимент товаров или вид услуги) (таблица №); Кмест - коэффициент местоположения НТО (таблица №); Кинф - коэффициент инфляции, применяемый ежегодно в соответствии с индексом инфляции, предусмотренным законом о бюджете Российской Федерации на очередной финансовый год.
Согласно таблице № коэффициент специализации Кспец, характеризующего виды деятельности по ассортименту товаров и виду услуг, варьируется от 0,13 до 0,3. В зависимости от месторасположения НТО предлагается четыре зоны для размещения НТО с применением корректирующего коэффициента 1,4; 1,1; 1,0 и 1,0.
В соответствии с п. «в» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пп. 7 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что одним из принципов, на которых основывается настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства, является принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Федеральный законодатель, определяя основания использования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, наряду с общими основаниями предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотренными главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, в главе V.6 этого же Кодекса установил особое правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частности, при размещении на них нестационарных торговых объектов.
В соответствии с п. 1 ст. 39.1 указанного Кодекса земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления либо договора.
Согласно ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
В главе V.6 Земельного кодекса Российской Федерации федеральный законодатель, регламентируя использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута, определил случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута.
Пп. 6 п. 1 ст. 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов.
При этом п. 2 этой же статьи Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 настоящей статьи (то есть за исключением вышеназванного случая), осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.
В силу п. 1 ст. 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Согласно ч. ч. 1-3 ст. 10 указанного Федерального закона размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Из анализа приведенных законоположений следует, что федеральный законодатель предусмотрел возможность выбора порядка предоставления земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов как с предоставлением земельного участка, так и без такого предоставления, в том числе на конкурентной основе.
Указанное предписание означает, что реализация права на размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляемая в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, возможна не только на основании договора аренды земельного участка, но не исключает возможность заключения иного договора. При этом размещение нестационарных торговых объектов, являясь одним из способов использования земельных участков, предполагается платным, поскольку иное не предусмотрено ни федеральным законом, ни законом субъекта Российской Федерации.
При этом федеральное законодательство не регулирует вопросы порядка и условий размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не регламентирует основания и форму юридического оформления прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в нестационарных торговых объектах, на использование земель или земельных участков в соответствии с правилами, установленными главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации, равно как не устанавливает запрет на возможность определения такого порядка и не исключает оформление прав, в том числе посредством заключения договора.
Из приведенных правовых норм следует вывод о том, что вопросы порядка и условий размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в части, не урегулированной федеральными законами, регулируются законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Также на федеральном уровне не урегулирован вопрос об определении размера платы по договору на размещение нестационарного торгового объекта, вместе с тем с учетом схожести правоотношений об определении размера платы по договору на размещение нестационарного торгового объекта и правоотношений по поводу определения платы за пользование земельными участками, к спорным правоотношениям применимы основополагающие принципы определения платы за пользование земельными участками, к числу которых относится арендная плата и земельный налог.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 16, ч. ч. 1, 4 ст. 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
23 августа 2016 года Советом Министров Республики Крым принято Постановление №402 «Об утверждении Порядка размещения и функционирования нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований в Республике Крым», которым рекомендовано органам местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым до 1 октября 2016 года: привести муниципальные нормативные правовые акты в соответствие с Порядком, утвержденным пунктом 1 настоящего постановления; утвердить муниципальными нормативными правовыми актами: технические требования к размещению нестационарных торговых объектов, социально значимые товарные специализации; размер начальных ставок на торгах на право размещения нестационарных торговых объектов; типовые проекты нестационарных торговых объектов, уведомлений собственников (пользователей) земельных участков о включении их объектов в Схему размещения нестационарных торговых объектов, договоров на размещение нестационарных торговых объектов на территории соответствующих муниципальных образований; зоны осуществления развозной торговли и зоны, запрещенные для осуществления разносной торговли на территории муниципального образования.
В соответствии с Разделом VIII указанного Порядка размер платы в договоре на размещение НТО определяется по результатам конкурса, начальная ставка которой определяется органами местного самоуправления по территориальному принципу с дифференциацией по типу торгового объекта и специализации в виде фиксированной суммы.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган местного самоуправления - выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.
Согласно ч. 3 ст. 43 указанного Федерального закона представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования.
Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации (ч. 6 ст. 43).
Ст. 37 указанного Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ устанавливает, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется Уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 6 части 1 статьи 44 Федерального закона №131-ФЗ уставом муниципального образования должны определяться, в том числе виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов.
Решением Евпаторийского городского совета Республики Крым от 07 ноября 2014 года № принят Устав муниципального образования городской округ Евпатория.
Согласно ст. 49 Устава определено, что администрация города Евпатории (администрация города) является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, а также по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Республики Крым.
Таким образом, при разграничении полномочий между Евпаторийским городским советом и администрацией города Евпатория следует руководствоваться принципом разделения функций исполнительных и представительных органов; к полномочиям представительного органа относить нормативное регулирование, утверждение нормативных актов, подготовленных администрацией, контроль и оценка исполнения полномочий администрацией и ее должностными лицами, а к полномочиям администрации следует относить исполнительно-распорядительные функции, что и закреплено в ст. 37 Федерального закона №131-ФЗ.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 40 Устава к исключительной компетенции Евпаторийского городского совета относятся, в том числе, установление, изменение и отмена местных налогов и сборов, предоставление льгот по их уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 51 Устава к полномочиям администрации города Евпатория, кроме прочего, отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, в порядке, установленном городским советом; создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Муниципальные правовые акты, наделяющие администрацию города Евпатории правом на установление размера платы за пользование земельными участками муниципальной собственности, в том числе для размещения на них нестационарных торговых объектов, отсутствуют.
Таким образом у администрации города Евпатории отсутствуют полномочия по определению размера платы в договорах на размещение нестационарных торговых объектов на землях и земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, который по существу правоотношений является платой за пользование земельными участками, а принятие такого Порядка не входит в компетенцию администрации.
Кроме того, оспариваемый Порядок не соответствует критерию экономической обоснованности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года №582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, к числу которых относится принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 2004 года №209-0, в отсутствие единых правил дифференциацию ставок земельного налога в городе в зависимости от местоположения земельных участков и зон различной градостроительной ценности, как и определение границ этих зон орган местного самоуправления обязан осуществлять не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне, без чего сам смысл дифференциации средней ставки земельного налога по местоположению и зонам территории города искажается.
Судебные органы при рассмотрении споров по поводу сумм земельного налога, подлежащих уплате пользователями земельных участков в городе, не ограничиваясь установлением лишь факта принятия органом местного самоуправления нормативного акта, которым установлены коэффициенты дифференциации ставки налога по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории, и проверкой правильности расчета сумм налога в соответствии с этим актом, должны, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципальных образований, выявлять, проводились ли при его принятии помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, то есть осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков.
Государственные органы, обладая необходимой дискрецией при определении (изменении) размера арендной платы и порядка ее расчета, одновременно связаны требованиями федерального законодательства и необходимостью обеспечить эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, что, в частности, следует из постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года №582 и нормативных документов, утвержденных этим постановлением (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2017 № 424-0).
Таким образом при принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных земельных участков должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.
При принятии указанного порядка администрацией города коэффициенты установлены произвольно, без учета объективных условий хозяйственной деятельности. Надлежащие и допустимые доказательства, опровергающие указанный вывод, суду не представлены и в материалах дела не содержатся.
В судебном заседании установлено, что 12 мая 2022 года прокуратурой города Евпатории в адрес врио главы администрации города Евпатории внесено представление об устранении выявленных нарушений, по результатам рассмотрения которого требования прокурора удовлетворены, что подтверждается сообщением Администрации города Евпатории от 10 июня 2022 года №, однако до настоящего времени Администрацией города Евпатории меры, направленные на выполнение требований прокурора по отмене оспариваемого нормативного правового акта, не приняты.
В соответствии с п. п. 7, 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме. При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
При этом, согласно п. 9 ст. 213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Таким образом, анализируя вышеизложенное, исследовав обстоятельства дела, проверив их доказательствами, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, исходя из принципов разумности и справедливости, суд пришел к выводу об обоснованности требований административного истца и о наличии правовых оснований для их удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск заместителя прокурора города Евпатории, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации города Евпатории Республики Крым, заинтересованные лица Департамент муниципального контроля, потребительского рынка и развития предпринимательства администрации города Евпатории, Евпаторийский городской совет, о признании постановления недействующим - удовлетворить.
Признать недействующими со дня принятия п. п. 3, 4 с приложениями 1, 2 Постановления администрации города Евпатории Республики Крым от 12 февраля 2021 года №143-п (с изм. от 21 июня 2022 года №-п) «Об утверждении порядка проведения конкурса на право заключения договора на размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым и порядка определения размера платы в договорах на размещение нестационарных торговых объектов на землях и земельных участках, находящихся в муниципальной собственности».
Сообщение о данном решении опубликовать на официальном сайте муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым http://my-evp.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Евпаторийский городской суд Республики Крым.
Судья Н.М. Володарец